Ася Логвинова (feo145) wrote,
Ася Логвинова
feo145

Эффект Сержа

- Это просто коробка...
- Да, Серж, просто коробка...
- И бенгальская свеча...
- Да-да, Серж, просто бенгальская свеча...

Мужчина поднимается со стула, подходит к флегматичному долговязому Сержу и... (тут он делает нечто из ряда вон выходящее для французов, которые привезли спектакль "Эффект Сержа" в Москву) обнимает главного героя. Как потом признается Сергей Седов: "Серж такой большой и тёплый, мне просто захотелось его обнять".

Если перемотать плёнку назад, то можно увидеть как произносящий эту фразу - один из друзей Сержа - перешагивает порог его дома. Гостеприимный хозяин предлагает вина, сока или воды, а потом усаживает смотреть перфоманс, который творит здесь и сейчас для своего друга. Радиоуправляемая коробка на колёсиках с зажженной бенгальской свечой в центре несколько раз объезжает гостя по кругу, затем делает творческую бесформенную петлю и уже с затихшей свечой возвращается под стол, откуда и начала свой путь. Это "Rolling Effect под музыку Генделя".

- Спасибо, Серж, это было здорово. Я почувствовал себя в центре событий!

Гость смотрит на Сержа с благодарностью и любовью, как будто за эти несколько минут бессмысленного на первый взгляд действия понял и обрел что-то важное. Минимум текста побуждает вслушиваться в тишину, которая уплотняется с каждой минутой до такой степени, что постановка опирается на нее, как на каркас.

Он немного сумасшедший этот Серж. Чего стоит его "Lazer Effect" для девушки, которая, похоже, ему нравится. В темноте перед затаившей дыхание подругой появляется клубок лазерных ниток, который танцует и преобразуется то в знак бесконечности, то в каракули медработника. Такой молчаливый, Серж, кажется, хочет признаться ей в чем-то, но задает лишь очевидный вопрос:

- Тебе понравилось?
- Да!
- Ты придёшь ко мне в следующее воскресенье? I'll make another show...

Серж говорит по-русски, старательно выводя слова. Актёр Гаэтан Вурк учил реплики весь день и все же запасся шпаргалками, когда и они не в силах помочь, он ловко переходит на английский.

- Конечно приду, - отвечает она и укрепляет каркас постановки очередной паузой и долгим теплым взглядом.

Она уходит. Серж ненадолго остается один, но этот взрослый-ребенок уже задумал новый эффект, на сей раз световой и под музыку Вагнера - для друзей-ценителей классики. Сквозь широкие стеклянные двери коттеджа, которые выходят на задний двор, гости (а ими оказываются все, сидящие в зрительном зале) видят нос автомобиля, причем в густом тумане (детище дыммашины). Поглощенный туманом Серж скрывается в недрах авто и перед зрителем предстает "Light Effect": фары, подчиняясь музыкальной драматургии "Полета валькирии", исполняют свой безумный световой танец.

Такой загадочный, при этом реалистичный, и, в целом, - странный спектакль французский режиссер Филипп Кен, основатель VivariumStudio, привёз в Москву впервые. Он вообще впервые оказался в Москве благодаря фестивалю NET. "Эффект Сержа" в программе - заключительный спектакль. И вот, что примечательно, в нём нет конфликта, нет драмы. Филипп Кан изящно обходит эти традиционные для театра категории, показывая созвучия и атмосферу глубокой внутренней радости и гармонии.

Дело в том, что гости Сержа - статисты. Филипп Кен, гастролируя, всегда привлекает на эти роли - жителей из числа местных, причем непрофессионалов. Это, по его словам, делает спектакль живым и обнажает тот глубоко сокрытый нерв, который не позволяет ни на минуту отвлечься от происходящего на сцене. Попытка актеров и статистов за короткий срок и на короткий срок стать одним целым, единым организмом, в котором каждый понимает другого с полувзгляда - как метафора всей нашей жизни, в которой мы сближаемся за короткий срок и на короткий срок стараемся держаться друг друга.

Человеком, который впервые за шестилетнюю историю спектакля обнял Сержа и, тем самым, одним жестом выразил широкую русскую душу, оказался сказочник - Сергей Седов. Принять участие в проекте ему предложил тоже Сергей... Лобан. Позвонил и сказал что-то вроде: старик, есть для тебя роль, изображать ничего не надо... Седов согласился, пришёл и обнял. Нет, бывало всякое: и выходили невовремя, и текст сочиняли на ходу и вовсе забывали слова, но такое... Впервые за все 6 лет существования спектакля кто-то вот так запросто, вдохновившись, обнял героя.

- Понимаете, у нас весь спектакль в таком сдержанном ключе. Сержа никто не трогает. На него смотрят, с ним разговаривают. Вы можете спросить у него: можно ли тебя обнять?
- Да-да, я понимаю...

Заинтересованно, простодушно, но слегка опустив голову Сергей Седов слушает комментарии и поправки режиссера на одной из немногочисленных репетиций перед самим спектаклем. Сержа не стоит обнимать - это уж слишком. Казалось, он переиграл. И он, действительно, переиграл Сержа... по эмоциональности. Но именно эта деталь, эта сцена на репетиции подарила ключ к пониманию всего "Эффекта Сержа" и сделала зримым то, что таилось глубоко внутри персонажей: как они ценят общение и благодарны за дружбу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments